«Издательский дом „Мiръ“»
«Творческая мастерская Сергея Курбатова»
Творческая мастерская «Ручная печать» Реставрационно-переплетная мастерская «Гарда»
предыдущий следующий

Диверсант Маршак и другие:

Диверсант Маршак и другие:
ЦРУ, КГБ и русский авангард

Место издания: 

  • СПб.: Изд. дом «Мiръ»

Год издания: 

Количество страниц: 

504

ISBN: 

978-5-98846-135-7
  • научное издание

Переплет: 

твердый

Формат: 

70 x 100 см

   Книга посвящена событиям, происходившим в советском изобразительном искусстве в конце 1950-х — начале 1960-х гг., когда в столкновение и взаимодействие пришли два процесса: с одной стороны, «оттепельное» ослабление прежних цензурных запретов и как следствие возвращение из карантина авангардных традиций русской живописи 1900-х — 1920-х гг., а также инфильтрация американского абстракционизма 1940-х — 1950-х гг., характерная для «холодной войны»; с другой стороны, яростное сопротивление ортодоксов из АХ СССР и партийного аппарата, борьба с авангардом, разоблачение «формализма» и абстракционизма — как отечествен

   Книга посвящена событиям, происходившим в советском изобразительном искусстве в конце 1950-х — начале 1960-х гг., когда в столкновение и взаимодействие пришли два процесса: с одной стороны, «оттепельное» ослабление прежних цензурных запретов и как следствие возвращение из карантина авангардных традиций русской живописи 1900-х — 1920-х гг., а также инфильтрация американского абстракционизма 1940-х — 1950-х гг., характерная для «холодной войны»; с другой стороны, яростное сопротивление ортодоксов из АХ СССР и партийного аппарата, борьба с авангардом, разоблачение «формализма» и абстракционизма — как отечественного, так и экспортируемого из страны «главного противника», попытки добиться полного и окончательного разгрома всего, что противостоит «основному методу» — социалистическому реализму.
   В этом контексте предметом непосредственного исследования стала борьба ЦРУ за внедрение стиля, чуждого соцреализму, и разрушение его монополии, охраняемой КПСС, и контрмеры официальных советских инстанций (ЦК КПСС, АХ СССР, КГБ СССР), направленные на преодоление последствий «оттепели», нейтрализацию действий идеологического врага и консервацию сталинской модели изобразительного искусства 1948 г. Самым колоритным эпизодом противостояния двух идеологических машин в переходный период оказался визит в СССР в 1959 г. «тихого американца» — фотокорреспондента журнала «Life» Александра Маршака, его загадочная инвазия в секретные фонды советских музеев и последовавший скандал, образующие детективный сюжет.
   В книге использованы материалы архивов ЦРУ, ФБР, КГБ, РГАЛИ, Центрального государственного архива историко-политических документов (ЦГАИПД) СПб, Центрального государственного архива литературы и искусства (ЦГАЛИ) СПб, Отдела рукописей Русского  музея, Отдела рукописей и документального фонда Государственного Эрмитажа. Все архивные документы публикуются впервые и прокомментированы со всей возможной тщательностью. Среди приложений особый интерес представляют выступление А. Н. Изергиной на дискуссии «Будущее советского изобразительного искусства» 7 декабря 1956 г. и секретный аналитический обзор ЦРУ от 18 августа 1960 г., посвященный ситуации в советском изобразительном искусстве.
   Большую помощь в работе над книгой оказали И. И. Арская (ГРМ), Е. В. Баснер, И. Н. Карасик (ГРМ), А. В. Крусанов и А. Я. Лапидус (РНБ).

    Планируемый выход книги — 25 августа 2018 года.

   Заявку на книгу можно сделать, нажав на кнопку «Приобрести», или по электронной почте: info@mirspb.ru.

0,00 руб.

См. также другие книги: