«Издательский дом „Мiръ“»
«Творческая мастерская Сергея Курбатова»
Творческая мастерская «Ручная печать» Реставрационно-переплетная мастерская «Гарда»
предыдущий следующий

Грасский дневник

Грасский дневник
Грасский дневник
Издание подготовила О. Р. Демидова

Серия: 

Место издания: 

  • СПб.: Изд. дом «Мiръ»

Год издания: 

Количество страниц: 

496 с., фронтиспис, ил.

ISBN: 

978-5-98846-047-3
  • научное издание
Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России»

Переплет: 

твердый переплет

Формат: 

13 x 20 см

    Дневниковые записи Галины Николаевны Кузнецовой (1900–1976), которые она сама приготовила для печати, охватывают семилетний период ее жизни в качестве секретаря А. И. Бунина. Первая запись в «Грасском дневнике» датирована 19 мая 1927 г., спустя почти три недели после того, как Кузнецова поселилась у Буниных, последняя запись основного корпуса датирована 19 февраля 1934. С момента его публикации «Грасский дневник» относится к числу книг с твердо устоявшейся репутацией, традиционно воспринимаясь как книга о Бунине: в представлении общественного мнения учитель-Бунин должен был стать главным героем дневника ученицы-Кузнецовой, а сам дневник — хроникой грасского периода его жизни.


   
Этому как будто способствовала и сама Кузнецова. Как и подобает добросовестному хронисту, автор дневника скрупулезно, почти ежедневно, фиксирует события жизни в Грассе как на внутреннем, собственно грасском, так и на внешнем по отношению к нему общеэмигрантском уровне. В записях с различной детализацией описаны смена времен года, изменения в составе обитателей «Бельведера», специфика непростого грасского быта и реакция на различные события эмигрантской жизни, многочисленные визиты друзей и собратьев по перу, подробности разговоров, обсуждения новых книг, споры о литературной классике и о судьбе русской литературы в изгнании, размышления о роли художника и о претворении бытия в творчество. В результате складывается не только представление о жизни на «Бельведере», но и ощущение самого хода, течения, ткани этой жизни. При этом Бунин — в силу склада и масштаба его личности, положения в эмигрантской писательской иерархии и во внутренней иерархии «Бельведера» — формально находится в центре событий, к нему в той или иной мере сходятся все нити повествования, отталкиваясь от него и/или замыкаясь на нем. И в этом отношении он — центральный персонаж дневника, его внешняя ось.
   
Готовя текст к изданию, Кузнецова произвела жесткий отбор, руководствуясь, как представляется, соображениями двоякого рода: стремясь, во-первых, никого не обидеть, не повредить чьей-нибудь репутации и не разрушить сложившихся стереотипов, главным образом — положительных; во-вторых, оставить тайное тайным. Современники с удивительным единодушием отмечали человеческую и авторскую деликатность Кузнецовой и такт, который она проявила при выборе фрагментов для публикации. Практически о всех персонажах дневника говорится в положительных тонах, а Бунин «Грасского дневника» — это развернутый вовне своей лучшей стороной парадный портрет, в силу присущих этому жанру законов не допускающий изображения «Бунина в халате». Видимо поэтому опубликованная версия дневника изобилует лакунами — и не только хронологического, но и событийного и, что особенно значимо, смыслового порядка.
   
Однако в публикуемом тексте есть еще один пласт, на который до сих пор мало обращали внимание. Дневник (любой дневник) есть прежде всего способ разговора автора с самим собой, посредник в диалоге имманентного с трансцендентным, способ «рассказать свою жизнь» самому себе. В этом смысле любой дневник — книга о становлении личности автора, о поисках собственного пути и своего места в мире. Увиденный в таком ракурсе, «Грасский дневник» предстает перед читателем как книга о вехах писательской и женской судьбы главной героини — Кузнецовой, как «внутренняя» хроника нелегкого процесса обретения собственного голоса и своего права на счастье, понимаемого по-своему. С этой точки зрения он не менее привлекателен.
   
Текст дневника подробно откомментирован, причем отдельные записи «восполнены» свидетельствами других участников событий, включая дневниковые записи В. Н. Буниной.

    См. также: Галина Кузнецова. Пролог. СПб., 2007.

210,00 руб.

См. также другие книги: