«Издательский дом „Мiръ“»
«Творческая мастерская Сергея Курбатова»
Творческая мастерская «Ручная печать» Реставрационно-переплетная мастерская «Гарда»
предыдущий следующий

Комментарий к «Пармениду» Платона

Комментарий к «Пармениду» Платона
Комментарий к «Пармениду» Платона
Перевод с древнегреческого, статья, примечания, указатели и список литературы Л. Ю. Лукомского

Место издания: 

  • СПб.: Изд. дом «Мiръ»

Год издания: 

Количество страниц: 

752 с.

ISBN: 

978-5-98846-027-5
  • научное издание
Издание осуществлено при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России»

Переплет: 

твердый

Формат: 

14 x 20,5 см

    Специфическая особенность неоплатонизма, обусловившая принципиальную новизну данного направления в античной философии, возникшего в III в. н. э., заключается прежде всего в попытке дать развернутую метафизическую систему, описывающую структуру универсума. В ее основу были положены метафизические представления основателя Академии и в первую очередь те из них, которые были представлены в диалоге «Парменид» (точнее, в части, посвященной рассмотрению так называемых гипотез). Именно этот текст открывал возможности для описания любых объектов в рамках универсума при посредстве представленных в нем апофатических и катафатических предикатов.

    Специфическая особенность неоплатонизма, обусловившая принципиальную новизну данного направления в античной философии, возникшего в III в. н. э., заключается прежде всего в попытке дать развернутую метафизическую систему, описывающую структуру универсума. В ее основу были положены метафизические представления основателя Академии и в первую очередь те из них, которые были представлены в диалоге «Парменид» (точнее, в части, посвященной рассмотрению так называемых гипотез). Именно этот текст открывал возможности для описания любых объектов в рамках универсума при посредстве представленных в нем апофатических и катафатических предикатов. Первая такая попытка была сделана Плотином (или даже его учителем Аммонием Саккасом), устранившим традиционные для среднего платонизма схемы толкования учения Платона. В дальнейшем эта система благодаря усилиям различных философов претерпела значительную трансформацию; в законченной форме мы видим ее изложение в произведениях Сириана, Прокла и Дамаския. Согласно представлениям последних предмет исследований диалога «Парменид» — эманация всех объектов универсума за пределы неизреченного, или сверхсущностного, единого, которое в то же время есть первый бог.
   
Содержание комментария Дамаския следует традиции Афинской школы неоплатонизма (последним схолархом которой, как и платоновской Академии в целом, он был) в толковании диалога Платона. При этом его метод сводится к параллельному чтению текстов диалога и комментария Прокла к нему, к выявлению проблемных мест и неточностей в понимании платоновского текста его предшественником и к изложению правильного толкования. Комментарий Прокла — грандиозное произведение; в нем лемма за леммой анализируется ход рассуждений Платона. Дошедшая до нас его часть обрывается в конце комментария к первой гипотезе. Напротив, дошедшая до нас часть комментария Дамаския начинается со второй. Таким образом, комментарий Дамаския оказывается своего рода критическим продолжением комментария Прокла.
   
«Комментарий к „Пармениду“» Дамаския, последний из известных нам античных комментариев к этому диалогу Платона, словно подводит итог многовековому изучению данного произведения. Здесь мы видим наиболее полную, непротиворечивую и детальную картину того, как в древности понимали учение Платона вообще и его взгляды на единое в частности. 

    См. также: Прокл. «Комментарий к „Пармениду“ Платона» (СПб., 2006), рассматривающей вступление и первую гипотезу диалога и являющейся по сути первой книгой неоплатонического комментария всего платоновского текста.

Наличие: 

Есть в наличии
410,00 руб.

См. также другие книги: