«Издательский дом „Мiръ“»
«Творческая мастерская Сергея Курбатова»
Творческая мастерская «Ручная печать» Реставрационно-переплетная мастерская «Гарда»
предыдущий следующий

Откровение искусства

Откровение искусства
Откровение искусства
Отв. ред. Ю. Б. Лисакова; подготов. текста, статьи К. Пьералли; коммент. Ю. Б. Лисаковой, К. Пьералли; послесл. Г. А. Востровой и М. Г. Литавриной
Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)

Место издания: 

  • СПб.: Изд. дом «Мiръ»

Год издания: 

Количество страниц: 

776 с., [16 с.] ил.

ISBN: 

978-5-98846-081-7
  • научное издание
Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда

Переплет: 

твердый переплет

Формат: 

14 x 21,5 см

    Это совсем необычный текст. Автор трактата еще более дерзок, чем о нем привыкли думать. Не надеясь, что его добровольно признают на родине (полемике с советскими эстетиками и искусствоведами, а также с выпадающими из эстетической области так называемыми «неистовыми ревнителями», посвящена значительная часть работы), он в эмиграции занялся обобщением своего художественного опыта и, синтезировав свои различные ипостаси, создал так и не обнародованный при жизни труд.

Для этого необходимо было не только вернуться в свое прошлое, «не умиравшее в пространстве памяти», не только вспомнить уроки А. И. Введенского в Петербургском университете, но и ассимилировать уже далекое, но все еще близкое советское настоящее, опираясь на документы текущего дня — от столичных писательских еженедельников до харьковской вечерней газеты. Наличие трактата «Откровение искусства» опровергает распространенный миф, что в эмиграции Евреинов не развивался и что главное уже было к тому времени им «высказано», сделано. Из подготовительных материалов, писем и из публичных реплик автора можно сделать вывод, что книга была задумана еще в конце 1920-х гг., однако первоначальные размышления автора о сущности искусства претерпели в ходе работы значительные изменения к моменту завершения работы над текстом в 1937–1938 гг.
    По мнению Анненкова, то, что на парижский период пришлись европейские лавры за былые открытия и «воспоминания» о российском опыте, — миф, подогревавшийся коллегами Евреинова. Обратим внимание и на время начала работы над трактатом — когда былые иллюзии и эмигрантские надежды на возвращение полностью рассеялись, и наступила полоса особенного отчаяния и апатии, охватившая, как свидетельствуют многие опубликованные письма и дневники русских парижан, коллег Евреинова в зарубежье, почти поголовно. Он же продолжал «возделывать свой сад», ставя себе задачу уловить ту «мерцающую грань», разделяющую искусство от не-искусства.
    В основу издания положена наиболее полно подготовленной автором к печати машинописная редакция, хранящейся в РГАЛИ. В отдельных случаях для более адекватного понимания текста привлекаются рукописные материалы, отложившиеся в фонде Евреинова в Национальной библиотеке Франции.
    Отдельные фрагменты трактата публиковались в российской печати, однако полностью текст публикуется впервые.

420,00 руб.