«Издательский дом „Мiръ“»
«Творческая мастерская Сергея Курбатова»
Творческая мастерская «Ручная печать» Реставрационно-переплетная мастерская «Гарда»
предыдущий следующий

История книжной культуры России

История книжной культуры России
История книжной культуры России
Очерки: В 2 частях
Издание подготовила Т. А. Исаченко
Российская государственная библиотека

Серия: 

Место издания: 

  • СПб.: Изд. дом «Мiръ»

Год издания: 

Количество страниц: 

Ч. I — 624 с., ил., фронтиспис; Ч II — 640 с., ил., фронтиспис

ISBN: 

978-5-98846-030-5
  • научное издание
Издание осуществлено при финансовой поддержке Министерства культуры РФ

Переплет: 

твердый переплет

Формат: 

17 x 240 см

    Издание представляет собой собрание работ выдающегося исследователя русского и западноевропейского Средневековья Михаила Федоровича Мурьянова (1928–1995). Распыленные в периодических изданиях и научных сборниках (как российских, так и Германии, США, Италии, Испании), а также хранящиеся в архиве исследователя, труды ученого меньше всего известны в России, на его Родине. Формально обозначенное как филологическое, издание в действительности является междисциплинарным исследованием, выполненным на стыке философии, богословия, литературоведения, лингвистики и искусствоведения.

Культура России и Руси предстает в творческом наследии М. Ф. Мурьянова в ее широком многообразии и как единый микрокосм.
   
Не многим современным ученым выпадает честь быть зачинателем новой научной дисциплины, тем более, когда речь идет о филологии, насчитывающей в своей истории не одно столетие. М. Ф. Мурьянов — один из немногих избранных. Именно благодаря его трудам возник интерес к древнейшей славянской гимнографии как самостоятельного культурного феномена, а исследования этого жанра получили статус нового направления в науке.
   
Однако его работы, включенные в настоящее издание, затрагивают более широкий пласт средневековой культуры и позволяют прояснить многие вопросы в ее истории, а равно в истории литературы, лингвистики, Церкви и гражданской истории. Для Мурьянова как исследователя характерно особое стереоскопическое видение предмета исследования, когда даже обращение к семантике слова, превращается не только в углубление в источники словоупотребления (византийские, латинские и другие), но и в реконструкцию в целом той атмосферы, в которой рождалось слово, появлялась, например, стихира как целостное произведение, как маленькая словесная икона. Собственно понятие «текст» имело для него весьма широкое наполнение — оно включало и мозаику, и икону, и фресковую живопись, и книжную миниатюру, каждая из которых требует своего компетентного прочтения. Понимать и интерпретировать древние тексты так, как их понимали сами авторы, «входя в их строй мыслей» — вот критерий добротной научной работы, сформулированный самим ученым.
   
Столь же сложным для исследователя было и понятие средневековой культуры, в которой каждый артефакт или событие приобретали законченность математической формулы, неся в себе множество смысловых напластований, не исключая культурные связи с другими странами. Ученый восстанавливал реальное значение понятия «средневековье» по старофранцузским легендариям, по фрагментам латинских рукописей VIII–X вв., по древнерусским письменным текстам и др. источникам, входившим в сферу его интересов и исследований.
   
Своеобразие методологических установок автора отразилось и в настоящем издании. Исследования, написанные в разные годы (публикуемые работы создавались Мурьяновым в период с 1959 по 1994 г.) и на разные темы, собранные вместе, создают эффект единой монографической работы, в которой предлагается реконструкция средневекового миросозерцания и его влияния на дальнейшее развитие культуры России.
   
Работы сгруппированы тематически. Первую часть составили статьи о древнерусской культуре, включая ее символику, и о ее связях с другими культурными ареалами, а также лингво-этимологические исследования ученого, вторую — работы по гимнографии, иконографии и о реминисценциях средневекового наследия в русской культуре XIX — начала XX в.

480,00 руб.