«Издательский дом „Мiръ“»
«Творческая мастерская Сергея Курбатова»
Творческая мастерская «Ручная печать» Реставрационно-переплетная мастерская «Гарда»
предыдущий следующий

Космологические произведения в книжности Древней Руси

Космологические произведения в книжности Древней Руси
Космологические произведения в книжности Древней Руси
В двух частях
Издание подготовили В. В. Мильков и С. М. Полянский
Институт философии РАН

Серия: 

Место издания: 

  • СПб.: Изд. дом «Мiръ»

Год издания: 

Количество страниц: 

Ч. I — 650 с., ил.; Ч. II — 624 с., ил.

ISBN: 

978-5-98846-051-0
  • научное издание
Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ)

Переплет: 

твердый переплет

Формат: 

17 x 24 см

    Рукописные источники показывают, что в отечественной культуре имело место три основных направления в представлениях о космосе — геоцентрическая, плоскостно-комарная и архаические мифо-апокрифические концепции мироздания. Первая представлена текстами, собранными в первой части издания, две остальные публикуются во второй его части.


   
Постижение закономерностей и загадок реального мира осуществляется в рамках некоего цельного представления о мироздании, формирующегося в культуре в ту или иную эпоху. Каждой культуре, известной в истории, свойственна более или менее развитая система взглядов о космоустроении. Не составляет исключения и Древняя Русь.
   
К сожалению, наши знания о космологических представлениях указанного периода еще весьма далеки от полноты. Памятники, составляя сокровища архивов и книгохранилищ, до сих пор остаются неизданными, а потому малодоступными для широкого круга специалистов, не говоря уже о привлечении к ним внимания других людей, и слабо изученными. Пополнить источниковую базу для исследования космологических представлений в Древней Руси — цель и содержание настоящего издания.
   
Сюжеты с объяснением космоустроения в древнерусской письменности чаще всего можно встретить в экзегезе на шесть дней творения, в апокрифических видениях и откровениях, с характерным для них охватом космических масштабов мироздания, а также в компиляционных подборках естественнонаучного характера из сборников энциклопедического содержания, т. е. прежде всего в произведениях переводной литературы. Этим обуславливается любопытное своеобразие бытования космологических представлений на Руси. Христианская экзегеза не диктовала единственно принятую картину мироустройства, соборный разум Церкви всегда препятствовал фиксации тех или иных космологических деталей в качестве догматического учения. С точки зрения классического богословия, натурфилософские штудии не могли иметь догматического характера, хотя древние мыслители весьма часто сталкивались с соблазном придать распространенным в их эпоху представлениям о мире значение богооткровенной истины. Столь свободное отношение к представлениям о строении космоса со стороны церковных властей породило ситуацию одновременного хождения нескольких космологических концепций.
   
Все встречающиеся в памятниках древнерусской письменности вариации описания космоса принято делить на три основные группы. Первая представлена геоцентрической космологической традицией, которой придерживались представители каппадокийской школы христианского богословия. Небесная твердь мыслилась ими шарообразной и движущейся по кругу. Земля полагалась в центре мироздания на равноудаленном расстоянии от небесной сферы. Ее вращение увлекало за собой планеты, перемещавшиеся около Земли. Светила рассматривались как вместилища света, а смена суток объяснялась перемещением Солнца под Землю в процессе своего кругового движения. На Русь эти представления стали проникать в XII столетии с момента появления переводов текстов Иоанна Дамаскина.
   
В плоскостно-комарной концепции, идущей от антиохийской традиции богословия, мироустроение мыслилось замкнутым по подобию дома (скинии). Комара этого дома-Космоса соответствовала крыше, а твердь — потолку. Эталонный памятник этой группы — «Христианская топография» Козьмы Индикоплова, на Руси известен также с XII в.
   
Мифо-апокрифическая характеристика мироздания восходит к дохристианской архаике и содержит антропоморфное восприятие Космоса, отождествляя мироздание с божественными одеждами.
   
Все публикуемые тексты воспроизводятся на языке оригинала и в переводе на современный русский язык в сопровождении вступительной заметки и комментариев.

480,00 руб.