«Издательский дом „Мiръ“»
«Творческая мастерская Сергея Курбатова»
Творческая мастерская «Ручная печать» Реставрационно-переплетная мастерская «Гарда»
предыдущий следующий

ВОЛЬФИЛА, или Кризис культуры в зеркале общественного самосознания

ВОЛЬФИЛА, или Кризис культуры в зеркале общественного самосознания
ВОЛЬФИЛА, или Кризис культуры в зеркале общественного самосознания

Место издания: 

  • СПб.: Изд. дом «Мiръ»

Год издания: 

Количество страниц: 

448 с.

ISBN: 

978-5-98846-021-3
  • научное издание

Переплет: 

твердый переплет

Формат: 

12 x 16,5 см

    В настоящей работе подводятся итоги многолетним исследованиям истории Петроградской Вольной философской ассоциации (Вольфилы; 1919–1924). Аналитический обзор дискуссий, проходивших в рамках обсуждаемых тем, позволяет актуализировать особый подход к отечественной философии, который (если продолжать аналогию с английской грамматикой) отвечает форме present indefinite, или настоящему неопределенному времени.

    В настоящей работе подводятся итоги многолетним исследованиям истории Петроградской Вольной философской ассоциации (Вольфилы; 1919–1924). Аналитический обзор дискуссий, проходивших в рамках обсуждаемых тем, позволяет актуализировать особый подход к отечественной философии, который (если продолжать аналогию с английской грамматикой) отвечает форме present indefinite, или настоящему неопределенному времени. Взгляд на историю содружества с этой точки зрения дает возможность наблюдать феномен внешне неупорядоченный, но внутренне устойчиво-целостный — уникальный мозаичный Theatrum Philosophicum, на сцене которого разыгрываются различные вариации пьесы под общим заглавием философия культуры. Его «режиссеры» и «актеры» постоянно меняются ролями: «режиссеры» часто становятся «актерами», а самые яркие представители публики оказываются в то же время и наиболее заметными действующими лицами. Здесь отсутствуют приметы какой бы то ни было интеллектуальной иерархии. Признанные литературные и философские величины на равных взаимодействуют с персонами, которых в настоящий момент сложно идентифицировать даже по самым скрупулезным биобиблиографическим справочникам. Здесь не принимаются во внимание прежние заслуги, и вместе с тем никто не демонстрирует симптомов комплекса неполноценности. Философствующее сознание обретает статус продукта коллективного переживания, благодаря чему сама Вольфила постепенно превращается в перекрестье менталитетов – светского и религиозного, оптимистического и пессимистического, наивного и академического, становится оригинальной лабораторией действенного самосознания, где различные философские векторы, смыслы минувшего и настоящего соединяются в полилоге, отражающем как драматизм переживаемого момента, так и романтическую устремленность к созидательному интеллектуальному творчеству.
   
Искания Вольфилы отчетливо демонстрируют ту исключительную функцию, которую может осуществлять философия в том случае, если она выступает в роли самосознания. Философствуя, каждое вступающее в жизнь новое поколение имеет возможность самостоятельно и оригинально решать стоящие перед ним задачи, конституируя вместе с целостным способом мышления дифференцированные стили мышления. Особую роль самосознание обретает в условиях кризиса культуры — такого общего испытания, по отношению к которому все возможные описательные формулировки играют роль предикатов. В своем динамическом качестве философское знание связывается с практическим опытом, а индивидуальное самосознание, благодаря диалогу и коммуникации, оказывается всеобщим достоянием. Главный урок деятельности Вольфилы заключается в следующем: если люди желают «посредством философствования понять сущность человеческого бытия в его шифрах как язык трансцендентного» и утвердить принцип осмысленной жизни в качестве первостепенного условия собственного существования, они должны философствовать.

    См. также: Штейнберг А. З. Философские сочинения. СПб., 2011.

130,00 руб.

См. также другие книги: