«Издательский дом „Мiръ“»
«Творческая мастерская Сергея Курбатова»
Творческая мастерская «Ручная печать» Реставрационно-переплетная мастерская «Гарда»
предыдущий следующий

В пространстве биологоса:

В пространстве биологоса
В пространстве биологоса:
Коллективная монография
Ответственный редактор Я. И. Свирский
Институт философии РАН

Место издания: 

  • СПб.: Изд. дом «Мiръ»

Год издания: 

Количество страниц: 

284 с.

ISBN: 

978-5-98846-082-2
  • научное издание
Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ)

Переплет: 

твердый переплет

Формат: 

13 x 20 см

    В классическом естествознании познавательное отношение к жизни было отстраненным: человек познавал жизнь (как жизнь своего тела и как природную жизнь), позиционируя себя в качестве субъекта (наблюдателя), противопоставленного объекту как чему-то чуждому и внешнему для него, как предмету познания, выраженному в ясных словах-орудиях разума, и покорения или одомашнивания, начинавшегося с именования, посредством которого предмет вписывался в универсальную таксономию мира. Активности субъекта в формах предметной целесообразной деятельности противостояла стихия природной жизнедеятельности.

В современной культурной ситуации происходит процесс взаимопроникновения разнесенных классической метафизикой по разным онтологическим доменам этих двух сфер. Познание жизни, ее логос все шире втягивается в процесс осмысления в модусе погружения в среду коммуникативных отношений с жизнью (биосом). Субъект познания предстает уже не как отстраненный наблюдатель, а как наблюдатель, погруженный в само наблюдение как активную, смыслопорождающую стихию. Тем самым происходит возвращение к интуициям и предпониманиям Гераклита и стоиков. Язык как логос не столько используется для выражения неких предсуществующих идей, но использует говорящего, превращая его в средство порождения новых идей, которых до того момента, когда этот субъект раскрыл рот, или взял перо в руки, или склонился над клавиатурой компьютера — не было. Логос оказывается самой стихией жизни — «самоговорящим бытием».
    Со своей стороны, жизнь перестает быть некой не зависящей от человека стихией. Глобализация техногенной цивилизации превращает естественные процессы жизнетворения (например, эволюции) в обусловленные человеческой деятельностью. Стирается сама грань между естественным и искусственным — возникновение нового вируса или нового вида бактерий лишь с очень большой долей вероятности можно приписать «естественному отбору». Оно в равной степени может быть обусловлено следствием влияния на экологию новых производств. Жизнь как процесс конвергирует в сторону мира познающего разума — логоса. И здесь, как и в случае с конвергенцией логоса (познавательных практик), важным (хотя и не единственным) посредником оказывается машина, понимаемая в некоторых случаях как технология и социогуманитарные практики.
    В данной коллективной монографии мы предлагаем вниманию читателей сюжеты, скрепленные единой тенденцией: выявить те меж- и трансдисциплинарные поля (пространства) исследовательской деятельности и сопутствующие последней способы мышления (логоса), где происходит встреча и конвергенция логоса (с неизбежностью оказывающегося множественным) с жизнью. Вопрос не только в том, как логос раскрывает (открывает в познании) новые возможности жизни, но и в том, что жизнь обнаруживается в первоначалах самого логоса в форме осуществления ее изначального порыва.
    Структура книги состоит из двух разделов — «Логос жизни: в концептуальном пространстве биологоса» и «Жизнь логоса: социокультурные проекции биологоса», которые, разделяя, соединяют книгу в целое. Расставленные в названиях разделов акценты образуют пределы-границы развертывания неустойчивого пространства биологоса, которое динамически самонастраивается соотношением между логосом жизни и жизнью логоса.

         См. также близкие к тематике  книги:
   Тищенко П. Д. На гранях жизни и смерти: философские исследования оснований биоэтики. СПб., 2011.
   Постнеклассика: философия, наука, культура: Коллективная монография. СПб., 2009.
   Постнеклассические практики: опыт концептуализации. СПб., 2012.

170,00 руб.

См. также другие книги: