«Издательский дом „Мiръ“»
«Творческая мастерская Сергея Курбатова»
Творческая мастерская «Ручная печать» Реставрационно-переплетная мастерская «Гарда»
предыдущий следующий

Комментарий к «Пармениду» Платона

Комментарий  к  «Пармениду»  Платона
Комментарий к «Пармениду» Платона
Перевод с древнегреческого, статья, комментарии, примечания и указатели Л. Ю. Лукомского

Место издания: 

  • СПб.: Изд. дом «Мiръ»

Год издания: 

Количество страниц: 

896 с.

ISBN: 

5-98846-004-6
  • научное издание
Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ)

Переплет: 

твердый переплет

Формат: 

14 x 20,5 см

   Прокл принадлежит к Афинской школе неоплатонизма, схолархом которой он был. Сама же школа, наследница Академии Платона — один из последних очагов античной философии, существовала в IV–VI вв. нашей эры. Ее основателем был Плутарх Афинский, про которого древние авторы пишут как о том, кто восстановил догматическое, собственно платоническое учение в Академии после долгих лет занятий скептической философией и просветительской деятельностью.


   Помимо заслуг в области систематизации ранее известного, философы школы выработали собственный оригинальный взгляд на мир. Причем он оказался столь отличным от всего, предложенного ранее, что можно говорить о возникновении в V в. подлинной философской системы, благодаря которой возможны, как это свойственно любой системе, интерпретация всех известных к тому времени метафизических и физических фактов и структурирование всей сферы действительных предметов и соотнесение каждого из них с фиксированным местом на шкале эманации. Создателем теоретической системы, принятой в школе следует считать, однако, не Плутарха, ее основателя, а его ученика Сириана, учителя Прокла.
   Любопытно, что свое учение неоплатоники чаще всего излагали не в виде автономных произведений, а в виде комментария к диалогам Платона и сочинениям других древних философов. Миф о неоригинальности своих взглядов неоплатоники, причем не только представители Афинской школы, но и Плотин, Порфирий, Ямвлих и другие, изначально создали, по-видимому, ими самими: они первыми стали утверждать, что не говорят ничего нового, а лишь пытаются понять старое. Кульминация такого «старого», констатировали они, — это философия Платона. Первые известные нам специально написанные комментарии к «Пармениду» принадлежат Порфирию и Ямвлиху. Первый, по-видимому, является автором «Анонимного туринского комментария», комментарии второго дошли до нас во фрагментах.
   Предлагаемая читателю книга представляет собой первую публикацию на русском языке комментария самого знаменитого схоларха поздней платоновской Академии — Прокла (V в. н. э.), к «Пармениду» Платона, важнейшему для неоплатонизма, да и для всего дальнейшего развития мировой философской мысли диалогу. Здесь Прокл не только демонстрирует глубочайшее понимание текста Платона и проливает свет на вопросы, которые являются спорными даже в современной науке, но и излагает теоретические аспекты метафизического учения неоплатонизма, связывая их с теологическими построениями Древней Эллады и с восточными мистическими учениями начала нашей эры. Таким образом, читатель включен в стихию платоновской мысли — в постижение «Парменида», без которого невозможно «войти в философию», — и одновременно перед ним развертывается картина мира, как ее понимают неоплатоники.
   Комментарий Прокла не дошел до нас полностью и завершается вместе с текстом первой гипотезы в тексте Платона; комментарий к последуюшим девяти гипатезам см. в книге: Дамаский. Комментарий к «Пармениду» Платона (СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2008).

Наличие: 

Есть в наличии
410,00 руб.

См. также другие книги: