«Издательский дом „Мiръ“»
«Творческая мастерская Сергея Курбатова»
Творческая мастерская «Ручная печать» Реставрационно-переплетная мастерская «Гарда»
предыдущий следующий

Философские сочинения

Философские сочинения
Философские сочинения
Составление, комментарии, предисловие и статья В. Г. Белоуса; статья Л. Н. Столовича

Место издания: 

  • СПб.: Изд. дом «Мiръ»

Год издания: 

Количество страниц: 

816 с., фронтиспис

ISBN: 

978-5-98846-069-5
  • научное издание
Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ)

Переплет: 

твердый переплет

Формат: 

14 x 20,5 см

    Аарон Захарович Штейнберг (1891–1975) называл себя «русским евреем», хотя одновременно признавал, что дух систематической философии не ведает ни эллина, ни иудея. В его научных трудах и публичных выступлениях органично переплелись русское и еврейское начала, «скифский» максимализм и поиски национально-культурной аутентичности. Мировоззренческие искания философа, который считал своими учителями Парменида и Платона, Герцена и Достоевского, Виндельбанда и Когена, отразили типичные достоинства и комплексы отечественной интеллигенции начала XX столетия.

    Аарон Захарович Штейнберг (1891–1975) называл себя «русским евреем», хотя одновременно признавал, что дух систематической философии не ведает ни эллина, ни иудея. В его научных трудах и публичных выступлениях органично переплелись русское и еврейское начала, «скифский» максимализм и поиски национально-культурной аутентичности. Мировоззренческие искания философа, который считал своими учителями Парменида и Платона, Герцена и Достоевского, Виндельбанда и Когена, отразили типичные достоинства и комплексы отечественной интеллигенции начала XX столетия. Центральным объектом его философских рефлексий 1920-х гг., во многом предвосхитивших выводы экзистенциализма, стала история: ее «концы и начала», место человека в историческом процессе, судьбы человечества.
   
Молодому философу-неокантианцу довелось сыграть значительную роль в организации и работе Петроградской Вольной Философской Ассоциации (1919–1924). Ученый секретарь Вольфилы Штейнберг выступил здесь в роли блестящего лектора, благодаря которому уровень дискуссий в философском содружестве поднялся на серьезную научную высоту. В этот период его внимание в основном фокусировалось вокруг историософской проблематики русской философской мысли. После эмиграции в Германию в конце 1922 г. основной предмет интеллектуальных занятий философа начал постепенно меняться. Со второй половины 1920-х гг. он сосредоточил свое внимание на иудаике: перевел на немецкий язык десятитомную работу С. Дубнова по истории еврейства; с 1930-х гг. участвовал в издании еврейской энциклопедии, а в 1941 г. возглавил культурный отдел Всемирного Еврейского Конгресса, котором проработал 25 лет.
   
Предлагаемый читателю том философских сочинений А. З. Штейнберга содержит три основных раздела. В первом публикуется книга «Система свободы Достоевского», являющая собой квинтэссенцию взглядов философа начала 1920-х гг. Второй раздел включает работы 1910–1940-х гг., охватывающие как историософские проблемы в духе русской философии, так и историософские вопросы иудаики; многие работы этого раздела впервые публикуются на русском языке. Третий раздел целиком выстроен на архивном материале. В «Приложениях» философские взгляды Штейнберга представлены в двух статьях — как с точки зрения его деятельности в Вольфиле, так и в более масштабном обозрении на фоне соответствующей эпохи.
   
При подготовке книги к печати мы руководствовались намерением дать максимально полное представление о русской и о еврейской составляющих творческого наследия философа. Дух философствования «дышит, где хочет»: все сочинения Штейнберга, написанные как в России, так и за ее пределами, объединяются сквозной темой — проблемой человеческого самосознания. Взгляд на отечественное самосознание как бы «со стороны» позволит и самим носителям «русскости» куда более отчетливо распознать свое задание во всемирной истории. Что же касается сочинений по еврейской проблематике, то в их авторе, несомненно, обнаружится все тот же «русский мальчик», ориентированный на разрешение извечных экзистенциальных вопросов.

300,00 руб.